Классный час

Дело было в 90-х., когда на дворе была перестройка, рушились идеалы, менялись приоритеты. Я работала в школе, вела классное руководство в 7-ом классе.

Как-то шестым уроком был классный час, и я решила провести тестирование своих подопечных, заглянуть в их души, так сказать, посмотреть, что у них внутри, и чем они живут. Ребятам было предложено  ответить на несколько вопросов. Чтобы ребята были предельно откровенны, я раздала одинаковые листочки бумаги, и попросила записывать свои ответы простым карандашом, печатными буквами, или, изменяя свой почерк, чтобы никто не смог определить принадлежность теста. Хотя я и знала своих ребят достаточно для того, чтобы определить, кто и как ответит на вопросы.

После окончания урока, я собрала листочки и вечером, уже дома, прочитала ответы. Надо сказать, что некоторые меня удивили, другие —  заставили смеяться, но были и такие, которые ввели в ужас! И я решила на следующем классном часе устроить с ребятами обсуждение, как говорится, «разбор полетов».

На вопрос: «чтобы ты сделал, если бы у тебя оказался мешок денег?», ребята ответили:

«Купил бы коня»,

«Купила бы дома в заграницах»,

«Купил бы место на кладбище»,

«Купила бы красивую балетную пачку»,

«Купил бы квартиру побольше» и так далее, все в том же духе. И только один ответ поразил меня:

«Отдал бы маме».

Я зачитала эти ответы ребятам, и они притихли.

«Только один единственный человек из вас, — говорю я ребятам, —  вспомнил о самом дорогом и единственном близком человеке, когда у него оказалось много денег. Он готов делиться своим благополучием и радостью с самым главным человеком в своей жизни – мамой. Мамой, которая дала ему жизнь, которая каждый день отдает частичку самой себя вам. И если бы у вашей мамы был бы мешок денег, то, я абсолютно уверена в том, что она обязательно поделилась бы с вами. Ну, разве можно в радости и благополучии забывать о своих близких и думать только о себе?»

Ребята закричали:

«А кто это написал? Ну, скажите: кто?»

«Не могу, — ответила я, — ибо это противоречит правилам теста, и притом все листочки без подписи».

Хотя, конечно, знала. Это мог написать только один мальчик —  Ваня,   единственный из всего класса который рос и воспитывался в православной, многодетной семье.

Следующий вопрос был «с подвохом».

«Ты идешь за мороженным. У метро стоят трое, просящих милостыню: бабушка-старушка, парень-инвалид, вернувшийся из горячей точки, и маленький босоногий мальчонка. Ты решил не покупать мороженое, а помочь им. В кармане у тебя одна монетка — рубль. Кому отдашь, кому поможешь?»

Ответы разделились поровну: часть за бабушку, другая часть – за инвалида, остальные – за мальчика. Я сказала, что ответы неверные. Начался спор. Одни кричали, что у бабушки пенсия, надо помочь инвалиду, другие утверждали, что у инвалида – пособия, надо помочь мальчишке, третьи доказывали, что за детьми присматривают органы опеки, и что у нас сейчас нет беспризорных…

Я спрашиваю ребят:

« А почему надо выделять кого-то одного из просящих? Разве можно горе и нужду взвешивать и определять, кого больше жалеть, а кого меньше?»

«Ну, а чтобы Вы сделали? – спросили ребята.

«Я думаю, что нужно разменять свой рубль и отдать каждому по 33 копейки. И на душе у вас будет также сладко от сделанного доброго дела, как и от мороженного».

А вот на вопрос: «что главнее в жизни: здоровье, деньги или любовь?» ребята ответили все одинаково – любовь. Ну, это и понятно, переходный возраст, первый опыт любви…

Я говорю ребятам, провоцируя их: если у меня есть деньги, значит, я могу купить любовь любого человека, не так ли? Они спрашивают: значит, главное – деньги? Нет, говорю, не деньги. Но если у меня нет здоровья, я хромой, слепой, глухой, зачем мне любовь и деньги? Они спрашивают, ну, мол, что, тогда здоровье главное? Нет, говорю, не здоровье. Если я влюблена и любима, то деньги и здоровье уходят на второй план. Ребята совсем запутались и стали нервничать:

«Ну, а что же тогда? Скажите, не томите!»

«Я хочу вас, ребята, заставить думать, размышлять, анализировать. Вот, смотрите, как складывается жизнь. Вы молоды, энергичны, конечно, вам всем хочется любви. А когда у вас будет семья, дети, то вся ваша энергия и время будут уходить на то, чтобы обеспечить семью, заработать деньги. А вот в старости на закате жизни, о чем мечтают ваши бабушки и дедушки? Конечно, о здоровье. Вот и получается, что в разное время и цель жизни разная. Но вы правильно ответили на этот вопрос. Любовь – главная ценность в жизни. Я хочу, чтобы вы пронесли это чувство через всю вашу жизнь, и когда будете работать, воспитывать детей своих, и когда будете в том возрасте, когда хочется сказать: да какая уж там любовь? Помните, что только любовь объединяет, соединяет и все прощает».

После обсуждения ребята подошли ко мне и попросили еще раз провести такой же классный час. Они согласились отвечать даже на самые личные и сокровенные вопросы и обсуждать их. Оказалось, что их всех волнуют обыкновенные житейские проблемы, ответы на которые не найдешь в учебниках.

Где они сейчас, мои птенчики-ученики? Вылетели из школьного гнездышка и разлетелись по белу свету, кто куда. Связи ни с кем у меня не осталось. А так хотелось бы узнать: живет ли Денис Давыдов в большой квартире, ездит ли Сереженька Меркулов на лошадях, купила ли «дома в заграницах» Наташенька Карачунова, и о чем сейчас думает чеченец Гоша Асланов, мечтавший в 7 классе о «месте на кладбище»? Хочется верить, что судьба у них сложилась хорошо, что все они живы и здоровы, что у каждого есть любимая работа, семья, что стали они добрыми и чуткими не только к ближним своим, но и ко всем тем, кто нуждается и страдает, и что Божья Любовь озаряет и охраняет их сердца.